Целью курса является знакомство аспирантов 1) с актуальными проблемами сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного языкознания (языковое родство, языковая семья, праязык, тип языка, типология языков, языковые универсалии и т.д.), 2) с хронологическими этапами развития данных направлений, 3) с методами и методиками сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного языкознания.

В результате аспирант приобретает умение ориентироваться в современной науке, приобщается к ее передовому краю, получает возможность соотнести собственные исследовательские интересы с актуальными задачами, стоящими перед современной наукой, сделать их частью научного поля.

           

2. Место дисциплины  в структуре ОПОП аспирантуры

            Дисциплина относится к разделу Блок 1. Вариативная часть.

 

Дисциплина «Проблемы современной сопоставительной лингвистики» содержательно и логически соотносится с курсами, изучаемыми в бакалавриате и магистратуре, это «основы филологии», «Филология в системе гуманитарного знания», «Общее языкознание», «Сравнительное и типологическое языкознание», «Иностранный язык»,  а также «Современный русский язык».

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-1; ПК-2; ПК-5.

 

Профессиональные компетенции (ПК):

 

  • владение понятийно-категориальным и терминологическим аппаратом сопоставительной лингвистики, этнолингвистики и лингвокультурологии и уметь применять их в ходе собственных научных исследований (ПК-1).
  • владение методологическими основами и методологической базой, а также новыми информационными технологиями в области сопоставительной лингвистики и сравнительно-исторического языкознания (ПК-2); 
  •  владение навыками организации работы научных коллективов, проводящих исследования по сравнительно-историческому, типологическому и сопоставительному языкознанию (ПК-5).

 

            В результате освоения дисциплины аспирант должен:

 

Знать: основные положения теории языкового родства и языкового типа, принципы классификации и сопоставления языков мира по различным основаниям, важнейшие этапы развития сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного языкознания, современных концепций сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного изучения языков.

Уметь: сопоставлять факты родственных языков для установления фонетических и морфологических соответствий; сопоставлять факты неродственных языков для выявления типологических сходств и различий.

Владеть: навыками выявления регулярных фонетических и морфологических соответствий в родственных языках, перевода текста на основе учета фонетических, морфологических и лексических соответствий и универсалий в области глубинного синтаксиса, реконструкции праформ, установления закономерностей изменения языковых форм; методами и приемами сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного анализа языков.

Знания, умения и навыки, полученные аспирантами при изучении данного курса, необходимы при подготовке и написании диссертации по специальности 10.02.20  Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание.

Учитель: Кульсарина Ирена Галинуровна

Направление подготовки: 45.03.01 Филология