МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

 

 

 

 

     «Согласовано»                                                         «Утверждаю»

____________                                                   _______________

председатель УМК                                                      руководитель ООП

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

СУФИЗМ.  ПУТЬ ЛЮБВИ

 

 

 

Рекомендуется для

обучающихся с углубленным знанием истории и культуры ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2017

 

1. Целью дисциплины является

1. Формирование общекультурных компетенций:

- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5)

2. Формирование профессиональных компетенций (ПК):

- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач в области истории и культуры ислама (ПК-6);

- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- способность формировать толерантную, гуманистически настроенную социальную среду (ПК-21).

2. Трудоемкость учебной дисциплины составляет 2 зачетная единица (48 часов), из них 24 часов аудиторных занятий, в том числе 6 – интерактивные формы проведения занятий, 24 час самостоятельной работы,  форма контроля  – экзамен.

3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Общенаучный цикл (вариативная часть).

Курс «Суфизм. Путь любви» направлен на ознакомление студентов с суфийской духовно-мистической практикой, какими являются различные виды зикра (поминание имен Аллаха), медитации на тонких средоточиях восприятия – латаифах (чакрах), суфийские кружения, танцы дервишей и другие, которые вызывают «тонкую настройку» тела, ума и сознания, приводя практикующего суфизм к экстатическому состоянию, называемому суфиями хал. Особое внимание в рамках изучения данной дисциплины уделяется: формированию целостного понимания предмета и основных методов и способов практического достижения мистического опыта, которые включают различные психотехнические, духовно-религиозные и физические упражнения, сведенные в строго определенную, но в живую систему. Данная система знания включает в себя в качестве основополагающих составляющих следующие компоненты: погружение в себя (мушахада), фиксацию позы (джалса), контроль над дыханием (хабс ан-нафс, хабс-и дам), координированные движения и изустное повторение зикр.

Данный курс тесно взаимосвязан со следующими  дисциплинами: «Философия», «История», «Социология», «Методология и методы научного исследования».

В основу программы положены принципы научности, целостности, системности, систематичности, динамизма, фундаментальности, интегрированности и дополнительности. Настоящая программа отражает новые достижения философии и методологии, а также представляет собой интеграцию знаний в аспекте образовательных задач.

4. Требования к результатам освоения дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен:

знать:

- предмет и основные течения и концепции мистических учений, теологии, богословии и науки;

- место и роль философии и науки в культуре арабо-мусульманского мира;

- формирование суфизма и основные периоды его исторической эволюции; его структуру и динамику;

- проблему мистических, философских, теологических и научных традиций;

- сущность и специфику суфизма как Пути любви;

уметь:

- объяснять суфийское учение как мистическое знание;

- логично излагать результаты изучения материала курса и приобретать новые знания с опорой на философские методы;

- работать с первоисточниками, использовать их при написании реферата по курсу, а также при подготовке к семинарским занятиям;

- применять критический подход в оценке и анализе различных научных гипотез, концепций, теорий и парадигм.

владеть:

- основами и спецификой философского мышления;

- методологией и методами научного исследования.

 

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Трудоемкость в часах

 

Семестры

I

II

Аудиторные занятия:

24

24

-

Лекции (ЛК)

6

6

 

Практические занятия (ПЗ)

18

18

 

Интерактивные занятия (ИЗ)

6

6

-

Лабораторные работы (ЛБ)

-

-

-

Контроль самостоятельной работы студента (КСР)

 

 

 

Самостоятельная работа (CРС):

24

24

-

Промежуточная аттестация:

Экзамен

 

 

 

 

 

Итого

48

48

 

 

6. Содержание дисциплины

6.1. Содержание разделов дисциплины

 

Наименование раздела дисциплины

 

Содержание раздела

1             1  1.

Общая характеристика суфизма.

Путь любви

Этимология слова «суфизм». Сущность суфизма - как Путь любви и сердца. Определения суфизма и суфия-мистика в эзотерической и философской литературе. Объект, цель, задачи и методы суфийского Пути самосовершенствования. Понимание истины суфийскими мистиками. Различия в понимании Путей духовного самосовершенствования в основных религиозно-философских и мистических учений: суфизма, индуизма, дзэн-буддизма, даосизма, йоги, хасидизма, исихазма. Духовная методика суфийских братств: 1) взываниие и вспоминание Аллаха (зикр); 2) размышление (фекр); 3) самоанализ (мухасеба); 4) медитация (муракаба); 5) питание (вирд). Ступени суфийского Пути: 1. Шариат как неукоснительное исполнение законов мусульманской религии. 2. Тарикат - послушничество в роли ученика при истинном суфийском наставнике. 3. Хакикат - полное постижение истины. 4. Магрифат - познание Бога сердцем, а не умом. Наиважность мистического опыта по отношению к его вербальной и словесно-понятийной формулировке и описанию. Концепция «Совершенного Человека» и связанная с ней доктрина о нравственном совершенстве через постулирование идеалов воздержания, аскетизма и довольства малым. Путь Любви как прямой Путь к единству с Аллахом.

2

Истоки суфизма

Возникновение суфизма и основные периоды его развития. Двенадцать традиционных суфийских братств в истории развития ислама. Роль братства Накшбандийа в развитии суфизма в Башкортостане. Шейх Зайнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев). Одиннадцать принципов медитации накшбандийского тариката. Учитель и ученик в традиции суфизма. Необходимые качества, которыми должен обладать Учитель, обучающий ученика суфийским методам самосовершенствования. Обязательность соблюдения учеником определенных правил и обычаев суфийского братства – адабов. Семь основных стоянок-макам: 1) покаяние, 2) осмотрительность, 3) воздержанность, 4) нищета, 5) терпение, 6) упование на Аллаха, 7) покорность.

Классификация психических состояний (хал) в суфийской литературе. Основные суфийские доктрины: 1. Доктрина «Единство бытия» (Вахдат аль-Вуджуд) и 2. Доктрина «Единство свидетельства» (Вахдат аш-Шухуд). Различие между пророческим Таухидом и доктриной «Единство Бытия».

 

3

Суфийские практики

Суфийский путь мистического познания. Методы и средства мистического постижения истины в различных школах и концепциях суфизма. Учение суфиев о природе человека: 1) приказывающий нафс; 2) обвиняющий нафс; 3) вдохновленный нафс; 4) успокоенный нафс (сердце); 5) Дух; 6) Глубинное сознание; 7) Сокровенное сознание.

О двух Путях к наивысшему совершенству. Путь Знания и Путь Любви. Основные этапы, уровни и методы  совершенствования. Десять путей, подводящих человека к любви в Аллаха. Классификация Путей самосовершенствования по тарикатам (методам): 1) тарикаты группы ахйар; 2) тарикаты группы абрар; 3) тарикаты группы шуттар.

Зикр (поминание) как духовное упражнение с целью ощущения внутри себя Божественного присутствия, прославление имени Бога для достижения духовной сосредоточенности. Суфийский подход к тонким центрам восприятия – латаифам. Основные наименования латаифов, их расположения, основные функции, их количество и цвета. Основные методы и способы, способствующие активизацию латаифов. Суфизм в традиции арабо-мусульманских философов.

 

 

 

6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий

 

Наименование раздела дисциплины

Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий

Аудиторные занятия

 

ЛК

ПЗ

ЛБ

 

Интерактивные

занятия

СРС

Всего

1

Общая характеристика суфизма.

Путь любви

2

2

 

 

2

5

2

Этимология слова «суфизм». Сущность суфизма - как Путь любви и сердца. Объект, цель, задачи и методы суфийского Пути самосовершенствования.

 

2

 

2

4

8

3

Ступени суфийского Пути. Концепция «Совершенного Человека».

 

2

 

 

2

4

4

Возникновение суфизма и основные периоды его развития. Традиционные суфийские братства в истории развития ислама. Развитие суфизма в Башкортостане.

2

2

 

2

2

8

5

Учитель и ученик в традиции суфизма. Семь основных стоянок-макам.

 

2

 

 

4

6

6

Классификация психических состояний (хал) в суфийской литературе. Основные суфийские доктрины.

 

2

 

 

2

4

7

Суфийские практики. Методы и средства мистического постижения истины в суфизме. Учение суфиев о природе человека.

2

2

 

2

2

8

8

О двух Путях к наивысшему совершенству. Путь Знания и Путь Любви.

 

2

 

 

2

4

9

Зикр (поминание). Раскрытие суфием тонких центров восприятия – латаифов.

 

2

 

 

4

6

 

6.3. Лабораторный практикум не предусмотрен

6.4. Междисциплинарные связи дисциплины

 

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Философия

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

История

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Методология и методы научного исследования

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Социология

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Политология

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

 

ЛЕКЦИЯ 1. Общая характеристика суфизма.  Путь любви.

 

Этимология слова «суфизм». Сущность суфизма - как Путь любви и сердца. Определения суфизма и суфия-мистика в эзотерической и философской литературе. Объект, цель, задачи и методы суфийского Пути самосовершенствования. Понимание истины суфийскими мистиками. Различия в понимании Путей духовного самосовершенствования в основных религиозно-философских и мистических учений: суфизма, индуизма, дзэн-буддизма, даосизма, йоги, хасидизма, исихазма. Духовная методика суфийских братств: 1) взываниие и вспоминание Аллаха (зикр); 2) размышление (фекр); 3) самоанализ (мухасеба); 4) медитация (муракаба); 5) питание (вирд). Ступени суфийского Пути: 1. Шариат как неукоснительное исполнение законов мусульманской религии. 2. Тарикат - послушничество в роли ученика при истинном суфийском наставнике. 3. Хакикат - полное постижение истины. 4. Магрифат - познание Бога сердцем, а не умом. Наиважность мистического опыта по отношению к его вербальной и словесно-понятийной формулировке и описанию. Концепция «Совершенного Человека» и связанная с ней доктрина о нравственном совершенстве через постулирование идеалов воздержания, аскетизма и довольства малым. Путь Любви как прямой Путь к единству с Аллахом.

 

ЛЕКЦИЯ 2. Истоки суфизма.

 

Возникновение суфизма и основные периоды его развития. Двенадцать традиционных суфийских братств в истории развития ислама. Роль братства Накшбандийа в развитии суфизма в Башкортостане. Шейх Зайнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев). Одиннадцать принципов медитации накшбандийского тариката. Учитель и ученик в традиции суфизма. Необходимые качества, которыми должен обладать Учитель, обучающий ученика суфийским методам самосовершенствования. Обязательность соблюдения учеником определенных правил и обычаев суфийского братства – адабов. Семь основных стоянок-макам: 1) покаяние, 2) осмотрительность, 3) воздержанность, 4) нищета, 5) терпение, 6) упование на Аллаха, 7) покорность.

Классификация психических состояний (хал) в суфийской литературе. Основные суфийские доктрины: 1. Доктрина «Единство бытия» (Вахдат аль-Вуджуд) и 2. Доктрина «Единство свидетельства» (Вахдат аш-Шухуд). Различие между пророческим Таухидом и доктриной «Единство Бытия».

 

ЛЕКЦИЯ 3. Суфийские практики.

 

Суфийский путь мистического познания. Методы и средства мистического постижения истины в различных школах и концепциях суфизма. Учение суфиев о природе человека: 1) приказывающий нафс; 2) обвиняющий нафс; 3) вдохновленный нафс; 4) успокоенный нафс (сердце); 5) Дух; 6) Глубинное сознание; 7) Сокровенное сознание.

О двух Путях к наивысшему совершенству. Путь Знания и Путь Любви. Основные этапы, уровни и методы  совершенствования. Десять путей, подводящих человека к любви в Аллаха. Классификация Путей самосовершенствования по тарикатам (методам): 1) тарикаты группы ахйар; 2) тарикаты группы абрар; 3) тарикаты группы шуттар.

Зикр (поминание) как духовное упражнение с целью ощущения внутри себя Божественного присутствия, прославление имени Бога для достижения духовной сосредоточенности. Суфийский подход к тонким центрам восприятия – латаифам. Основные наименования латаифов, их расположения, основные функции, их количество и цвета. Основные методы и способы, способствующие активизацию латаифов. Суфизм в традиции арабо-мусульманских философов.

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

 

ЗАНЯТИЕ 1.

  • Этимология слова «суфизм».
  • Определения суфизма и суфия-мистика в эзотерической и философской литературе.
  • Сущность суфизма - как Путь любви и сердца.
  • Объект, цель, задачи и методы суфийского Пути самосовершенствования.

 

ЗАНЯТИЕ 2.

  • Понимание истины суфийскими мистиками.
  • Различия в понимании Путей духовного самосовершенствования в основных религиозно-философских и мистических учений: суфизма, индуизма, дзэн-буддизма, даосизма, йоги, хасидизма, исихазма.
  • Духовная методика суфийских братств: 1) взываниие и вспоминание Аллаха (зикр); 2) размышление (фекр); 3) самоанализ (мухасеба); 4) медитация (муракаба); 5) питание (вирд).

 

ЗАНЯТИЕ 3.

  • Ступени суфийского Пути: 1. Шариат. 2. Тарикат. 3. Хакикак. 4. Магрифат.
  • Мистический опыт и его вербальная и словесно-понятийная формулировка и описание.
  • Концепция «Совершенного Человека».
  • Путь Любви как прямой Путь к единству с Аллахом.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

  • Возникновение суфизма и основные периоды его развития.
  • Двенадцать традиционных суфийских братств в истории развития ислама.
  • Роль братства Накшбандийа в развитии суфизма в Башкортостане.
  • Шейх Зайнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев).
  • Одиннадцать принципов медитации накшбандийского тариката.

 

ЗАНЯТИЕ 5.

  • Учитель и ученик в традиции суфизма.
  • Необходимые качества, которыми должен обладать Учитель, обучающий ученика суфийским методам самосовершенствования.
  • Обязательность соблюдения учеником определенных правил и обычаев суфийского братства – адабов.
  • Семь основных стоянок-макам: 1) покаяние, 2) осмотрительность, 3) воздержанность, 4) нищета, 5) терпение, 6) упование на Аллаха, 7) покорность.

 

ЗАНЯТИЕ 6.

  • Классификация психических состояний (хал) в суфийской литературе.
  • Основные суфийские доктрины: 1. Доктрина «Единство бытия» (Вахдат аль-Вуджуд) и 2. Доктрина «Единство свидетельства» (Вахдат аш-Шухуд).
  • Различие между пророческим Таухидом и доктриной «Единство Бытия».

 

ЗАНЯТИЕ 7.

  • Суфийский путь мистического познания.
  • Методы и средства мистического постижения истины в различных школах и концепциях суфизма.
  • Учение суфиев о природе человека: 1) приказывающий нафс; 2) обвиняющий нафс; 3) вдохновленный нафс; 4) успокоенный нафс (сердце); 5) Дух; 6) Глубинное сознание; 7) Сокровенное сознание.

 

ЗАНЯТИЕ 8.

  • О двух Путях к наивысшему совершенству. Путь Знания и Путь Любви.
  • Основные этапы, уровни и методы совершенствования.
  • Десять путей, подводящих человека к любви в Аллаха.
  • Классификация Путей самосовершенствования по тарикатам (методам): 1) тарикаты группы ахйар; 2) тарикаты группы абрар; 3) тарикаты группы шуттар.

 

ЗАНЯТИЕ 9.

  • Зикр (поминание) как духовное упражнение с целью ощущения внутри себя Божественного присутствия.
  • Суфийский подход к тонким центрам восприятия – латаифам.
  • Основные наименования латаифов, их расположения, основные функции, их количество и цвета.
  • Основные методы и способы, способствующие активизацию латаифов.

 

Темы для рефератов и интерактивных занятий:

 

  • Объект, цель, задачи и методы суфийского Пути самосовершенствования.
  • Сущность суфизма - как Путь любви и сердца.
  • Суфизм в контексте мусульманской культуры.
  • Уровни истинного знания в суфизме.
  • Гносеология суфизма.
  • Доктрина Вахдат аш-Шухуд (Единство Свидетельства).
  • Доктрина Вахдат ал-Вуджуд (Единство Бытия).
  • Суфийская концепция «Совершенного Человека».
  • Учитель и ученик в традиции суфизма.
  • Суфийский путь мистического познания.
  • Суфийский подход к тонким центрам восприятия – латаифам.
  • Возникновение суфизма и основные периоды его развития.
  • Особенности развития суфизма в начальный период ислама.
  • Происхождение слова «суфизм».
  • Путь Любви как прямой Путь к единству с Аллахом.
  • Методы и средства мистического постижения истины в суфизме.

 

6.5. Требования к самостоятельной работе студентов

Используются вопросы и задания для самопроверки, творческие задания, составление схем, конспектов, таблиц по отдельным изучаемым темам курса, осуществляется тестовый контроль усвоения знаний.

Следует выписать из учебников и философских словарей основные понятия курса в отдельную тетрадь, осмыслить содержание каждого термина, установить логическую связь между понятиями.

Основные понятия дисциплины: аят, бог, богословие, герменевтика, гносеология, гуманизм, джахилия, душа, ислам, калам, Коран, культура, латифа, медитация-муракаба, методология, мировоззрение, мироздание, наука, онтология, пророк, путь любви, символы, стоянки-макамы, сунны, суфизм, суфийские братства, теология, толерантность, универсум, учитель-наставник, фалсафа, философия, хадисы, халифат.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Коран. – М.: Институт востоковедения РАН, 2012. – 560 с.
  2. Аль-Газали. 99 прекрасных имен Аллаха: Пер. с араб./ Абу-Хамид - аль - Газали. - М.; СПб.:  Диля, 2011. - 237 с.
  3. Ал-Халладж ал-Хусайн ибн Мансур Китаб ат-Тавасин. Сад Знания / Пер. с араб. Виктора Нечипуренко, Ирины Полонской / Предисл. В. Нечипуренко, И. Полонской. - Москва: Номос, 2010. - 96 с.
  4. Ал-Худжвири. Раскрытие скрытого «Кашф аль махджуб ли арбаб аль-кулуб» Старейший персидский трактат по суфизму//Перевод с английского А.Орлова. – М.: «Единство», 2004. - 505 с.
  5. Дао дэ цзин. – СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. – 183 с.
  6. Омар Хайям Рубайят. Чаша мудрости. – Симферополь, 1998. – 368 с.
  7. Пир-о-Муршид Хазрат Инайят Хан.Учение суфиев. – М.: Сфера, 1998.
  8. Руми, Джалаладдин. Поэма о скрытом смысле: Избранные притчи. - М.: «Наука» 1986. - 272 с.
  9. Чандракирти. Введение в Мадхъямику. – М., 2001. – 330 с.
  10. Шейх Зайнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев).  Божественные истины, постижения которых необходимо для муридов суфийского братства Накшбандийа // В кн.: Шейх Мухаммад Амин ал-Курди ал-Эрбили. – Книга вечных даров (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа). Пер. с араб. И.Р. Насырова. – Уфа: РИО РУМНЦ  Госкомнауки РБ, 2000. - 380 с.
  11. Шейх Мехмет Адиль аль-Накшбанди. Сохбетв (беседы) в Башкортостане. – Уфа: Башкортостан, 2013. - 65 с.

 

  1. б) дополнительная литература:
  2. А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007. -  400 с.
  3. Абдул Кадыр Иса. Истина суфизма. -  Издательский Дом «Ансар», 2004. – 296 с.
  4. Акимушкин О.Ф. Абу Саид Майхани//Ислам: энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991. - с. 10-11.
  5. Акимушкин О.Ф. Бистами //Православная энциклопедия. Т. 5. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. - с. 225-226. - 752 с.
  6. Ал-Газали, Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. – М., 1980. – 354 с.
  7. Аль-Газали. 99 прекрасных имен Аллаха: Пер. с араб./ Абу-Хамид - аль-Газали. - М.; СПб.:  ДИЛЯ, 2011. - 237 с.
  8. Аль-Джанаби М.М.  Теология и философия аль-Газали. - М.: Изд. дом Марджани, 2010. -   233 с.
  9. Аль-Кинди. О  первой философии // Избранные произведения мыслителей  стран Ближнего и  Среднего Востока. М., 1961.
  10. Аль-Фараби. Афористические  записи // Аль-Фараби. Естественнонаучные  трактаты. Алма-Ата, 1987.
  11. Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата, 1970. –  246 с.
  12. Ал-Фараби. Социально-этические трактаты. – Алма-Ата, 1970. – 374 с.
  13. Вильданов У.С. Гносеологический анализ трансцендентальной субъективности. – Уфа: Изд-е БашГУ, 2000. –  402 с.
  14. Вильданов У.С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости). – Уфа: Изд-е БашГУ, 2004. – 411 с.
  15. Вильданов У.С. Человек в трансцендентально-философской мысли Востока: гносеологический анализ. – Уфа. РИО БашГУ, 2006. – 425 с.
  16. Вильданов Х.С., Файзуллин Ф.С. Ценности: историко-философский и гносеологический анализ. – Уфа: Изд-е БашГУ, 2002. – 178 с.
  17. Вильданова Г.Б. Гносеологический анализ мудрости и истины. – Уфа: Изд-е БашГУ, 2001. – 159 с.
  18. Галимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. – Уфа: Изд-е БашГУ, 2001. – 54 с.
  19. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта. – Киев: «София», 1993. – 230 с.
  20. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993. – 432 с.
  21. Ибн Араби. Геммы мудрости. Перев. В.А. Смирнова. Изд.: Бейрут, 1980; на русск. в кн.: Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии ибн Араби). - М., 1993, с. 145-321.
  22. Ибн Араби. Избранное /  РАН. Ин-т философии. - М. : Яз.слав. культуры: Садра, 2014. - (Филос. мысль ислам. мира: Переводы;  Т. 2). Т. 2 / Пер. с араб., ввод. ст. и коммент. Смирнова А.В.  - 398 с.
  23. Ибн аль-Фарид//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  24. Ибн Сина. Избр. филос. произв. – М., 1980. – 552 с.
  25. Идрис Шах. Мудрость идиотов. М., 1993. – 387 с.
  26. Идрис Шах. Суфизм. – М.: «Клышников, Комаров и К», 1994. – 446 с.
  27. Ирвинг В. Жизнь Магомета. – Москва-Казань.
  28. Ислам: Энциклопедический словарь. – М., 1991. –315 с.
  29. Каптен Ю.Л. Основы медитации. – Самара, 1992.
  30. Кастанеда Карлос. Учение дон Хуана. В 11-ти т. – Киев, 1995-1999.
  31. Корбен А. Световой человек в иранском суфизме М.: «Фонд исследований исламской культуры», «Волшебная Гора», «Дизайн. Информация Картография», 2009. – 237 с.
  32. Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). – Уфа: Изд-е БашГУ, 2001. – 226с.
  33. Лукьянов А.В. Пустота как понятие новой философии Абсолюта // Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий. – Уфа: Изд-е БашГУ, 2003.
  34. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. – М., 2000. – 384 с.
  35. Максуд Р. Ислам. – М.:  2001. – 304 с.
  36. Маматов М.А. Суфизм - гуманистическое течение в исламе // Гуманит .науки. - М., 2012. -  №.2. - С.11-18.
  37. Махабхарата. Поэтическое переложение С.А. Северцева. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
  38. Медитация. – М., 1994. – 288 с.
  39. Мекерова М. Дж.  Гносеологические грани мистического пути в арабо-мусульманской  философии // Ислам в духовном пространстве Северного Кавказа: история, философия, социология. -  Карачаевск, 2011. -  С.252-261.
  40. Мистерия Дао. Мир «Дао дэ цзин» / Пер. Маслова А.А. – М., 1996. – 512 с.
  41. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. - Душанбе: Дониш, 1990 - 116 с.
  42. Насыров И.Р. Вопросы гносеологии в западной классической и арабо-мусульманской философии. – Уфа, 2000. – 198 с.
  43. Насыров И.Р.  Онтологические и гносеологические основания  исламского мистицизма: (Генезис и эволюция) : Автореф. дис.… д-ра наук; Философские  науки:  09.00.03 /  Ин-т философии РАН. - М., 2007. - 49 С.
  44. Нурбахш Дж. Из реки речений. – М., 2004. – 160 с.
  45. Нурбахш Дж. Психология суфизма. – М., 2004. – 160 с.
  46. Омар Хайям Рубайят. В коммент. Философа-мистика Парамхансы Йогананды. – Челябинск, 1999. – 408 с.
  47. Омар Хайям Рубайят. Чаша мудрости. – Симферополь, 1998. – 368 с.
  48. Ошо (Бхагаван Шри Раджниш). Суфии – люди пути. -  СПб.: ОАО «Издательская группа «Весь», 2011
  49. Панова В.Ф, Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М., 1990. 495 с.
  50. Пир-о-Муршид Хазрат Инайят Хан. Учение суфиев. – М.: Сфера, 1998.
  51. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона./Пер., ст. и прим. Л.Ю. Лукомского. - СПб., Міръ. 2006. - 896 с.
  52. Руми, Джалаладдин. Поэма о скрытом смысле: Избранные притчи. - М.: «Наука» 1986. - 272 с.
  53. Руми, Джалал ад-Дин. Сокровища вспоминания. -  М.: Риэлетивеб,  2010. - 208 с.
  54. Сайфуллаев Н. М. Логика Ибн Сины. Душанбе: Дониш, 1999.
  55. Сатья Саи Баба. Прашанти Вахини. Поток высшего мира. – СПб.: «Сатья»,  1996. – 61 с.
  56. Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-тантра: Фундаментальное пособие. – Киев, 1997. – 304 с.
  57. Святый преподобный Серафим Саровский чудотворец. – Одесса, 1903 – Репр. М.: Изд-во «Р. S.», Московская патриархия, 1994.
  58. Сейиид Хусен Наср. Философия ислама: Авиценна ( Ибн Сина),  ас-Сухаварди, Ибн Араби / Пер. с англ., предисл. и коммент. Псху Р.; РАН. Ин-т философии.-  М. : Яз. слав. культуры:  Садра, 2014.-  149 с. - ( Филос. мысль ислам.мира: Переводы ; Т. 3). - Библиогр.: с. 145-149 и в примеч.
  59. Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. М., 1987.
  60. Суфийская мудрость. – Минск, 1998. – 221 с.
  61. Суфийское целительство. – М-СПб., 2002. – 208 с.
  62. Суфизм в контексте мусульманской культуры. – М., 1989. – 341 с.
  63. Тензин Вангьял. Чудеса естественного ума. Суть учений Дзогчен тибетской традиции Бон. – М., 1993 – 304 с.
  64. Тибетская книга мёртвых. – М., 1994. – 384 с.
  65. Тит Нат Хан. Будда. В 2-х т. – М., 1997. – 336 с., 320 с.
  66. Тит Нат Хан. Ключи Дзэн. Преображение и целительство. – М., 2004. – 256 с.
  67. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. – М.:» София», ИД «Гелиос», 2002.
  68. Упанишады. Пер. с санскр. А.Я. Сыркина. – М., 1967.
  69. Успенский П.Д. В поисках чудесного. – СПб.: Изд-во Чернышева, 1992.
  70. Хазиев В.С. Роса истины.– Уфа, 1998. – 88 с.
  71. Хазрат Инайят Хан. Мистицизм Звука. – М., 1997.
  72. Хисматулин A.A. Суфизм. - Спб.: «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2008. – 192 с.
  73. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – 374 с.
  74. Чжуан-цзы: Даосские каноны // Пер., вступит. ст., Коммент. В.В. Малявина. – М.: Астрель, 2002. - 432 с.
  75. Читтик К. В поисках скрытого смысла. Составитель Степанянц М.Т. - Научно-издательский центр «Ладомир», М., 1995. -  с.42-134.
  76. Шейх Ибн Ата Аллах ал-Искандари (Александрийский). Книга мудростей. – Уфа, 2000. – 290 с.
  77. Шейх Зайнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев).  Божественные истины, постижения которых необходимо для муридов суфийского братства Накшбандийа // В кн.: Шейх Мухаммад Амин ал-Курди ал-Эрбили. – Книга вечных даров (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа). Пер. с араб. И.Р. Насырова. – Уфа: РИО РУМНЦ  Госкомнауки РБ, 2000. - 380 с.
  78. Шейх Мехмет Адиль аль-Накшбанди. Сохбетв (беседы) в Башкортостане. – Уфа: Башкортостан, 2013. - 65 с.
  79. Шохин В.К. Первые философы Индии. - М.: «Ладомир», 1997. – 302 с.
  80. Шри Свами Шивананда. Кундалини Йога. – СПб., 1993. – 182 с.
  81. Шри Чинмой. Медитация: совершенствование в Боге. 1992. – 256 с.
  82. Энциклопедия мистицизма. – СПб., 1996. – 480 с.
  83. Юсуф Хаттар Мухаммед. Движения в зикре. Суфийская энциклопедия. - М.: Ансар, 2005. -  380 с.
  84. Яковлев Лео. Суфии: Восхождение к истине. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 640 с.
  85. Янгузин А.Р. Проблема объединения  экзистенции с бытием в суфизме // Вестн. гуманитар. науч. образования. - М., 2011. - №1. - С.15-18.
  86. Wanq Kepinq. The Classic of Dao. A New Investigation. Beijing: Foreign Languages press, 1998.
  87. Wen-tzu. Understanding the Misteries Lao-tzu. Tr. By Th. Cleary. Boston-London: Shambala, 1998.
  88. Winn, James Anderson. Unsuspecting Eloquence. – Yale, 1981.

 

 

 

 

Первоисточники для конспектирования

 

  1. Аль-Газали. 99 прекрасных имен Аллаха: Пер. с араб./ Абу-Хамид - аль - Газали. - М.; СПб.:  Диля, 2011. - 237 с.
  2. Аль-Джанаби М.М.  Теология и философия аль-Газали. - М.: Изд. дом Марджани, 2010. -   233 с.
  3. Аль-Кинди. О  первой философии // Избранные произведения мыслителей  стран Ближнего и  Среднего Востока. М., 1961.
  4. Аль-Фараби. Философские трактаты. – Алма-Ата, 1970. –  246 с.
  5. Ал-Халладж ал-Хусайн ибн Мансур Китаб ат-Тавасин. Сад Знания / Пер. с араб. Виктора Нечипуренко, Ирины Полонской / Предисл. В. Нечипуренко, И. Полонской. - Москва: Номос, 2010. - 96 с.
  6. Ал-Худжвири. Раскрытие скрытого «Кашф аль махджуб ли арбаб аль-кулуб» Старейший персидский трактат по суфизму//Перевод с английского А.Орлова. – М.: «Единство», 2004. - 505 с.
  7. Дао дэ цзин. – СПб.: «Петербургское востоковедение», 1999. – 183 с.
  8. Омар Хайям Рубайят. Чаша мудрости. – Симферополь, 1998. – 368 с.
  9. Руми, Джалаладдин. Поэма о скрытом смысле: Избранные притчи. - М.: «Наука» 1986. - 272 с.
  10. Чандракирти. Введение в Мадхъямику. – М., 2001. – 330 с.
  11. Шейх Зайнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев).  Божественные истины, постижения которых необходимо для муридов суфийского братства Накшбандийа // В кн.: Шейх Мухаммад Амин ал-Курди ал-Эрбили. – Книга вечных даров (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа). Пер. с араб. И.Р. Насырова. – Уфа: РИО РУМНЦ  Госкомнауки РБ, 2000. - 380 с.

 

Интернет источники

  1. roza--mira.narod.ru/Biblioteka/Kalinin_I_-_Sufizm.htm
  2. http://www.dissercat.com/content/gnoseologicheskaya-problematika-v-filosofii-sufizma)
  3. Аверроэс. Опровержение Опровержения. К.-СПб., 1999, а также см.: Аль-Кирмани. Успокоение разума. М.: Ладомир, 1995. <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/ur.htm>
  4. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). Москва: "Наука" (издательская фирма "Восточная литература"), 1993 <http://iph.ras.ru/~orient/win/publictn/shaykh.htm>
  5. http://nimatullahi.sufism.ru/psihoanaliz.htm

 

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

аудитории для проведения лекционных и лабораторных занятий, с необходимым техническим оснащением для просмотра видео- и фотоматериалов, презентаций;

технические средства обучения: проектор; ноутбук; телевизор,

учебно-наглядные пособия: тематические презентации и слайды, видеофильмы.

9. Методические рекомендации по изучению дисциплины

Предлагаемая программа представляет собой системное изложение основ суфийского учения как Пути любви и истине. Она определяет ориентиры обстоятельного усвоения содержания данного курса, способствует организации самостоятельного изучения дисциплины.

Курс «Суфизм. Путь любви» направлен на ознакомление студентов с суфийской духовно-мистической практикой, какими являются различные виды зикра (поминание имен Аллаха), медитации на тонких средоточиях восприятия – латаифах (чакрах), суфийские кружения, танцы дервишей и другие, которые вызывают «тонкую настройку» тела, ума и сознания, приводя практикующего суфизм к экстатическому состоянию, называемому суфиями хал. Содержание предмета курса раскрывается системно и структурно в логике понятий в их историческом возникновении, становлении и эволюции. Курс по преимуществу носит мировоззренческий и методологический характер и имеет прямое отношение к проблемам современной педагогики, психологии, философии и ко всем другим социально-гуманитарным наукам.

Предлагаемый курс ориентирован на воспитание гуманистических идеалов и ценностей морально-нравственной и эстетической позиций.

 Основная цель курса – расширение эрудиции и формирование креативного мышления учащихся.

Организация учебного материала по курсу «Суфизм. Путь любви» включает в себя:

а) аудиторные занятия – лекции и семинары, которые посвящены анализу, систематизации и освоению основных теоретических понятий и категорий суфийского учения; а также формированию умений и навыков самостоятельной аналитической и творческой работы;

б) самостоятельную работу, которая должна расширить знания, полученные в период аудиторных занятий; прививать навыки самостоятельного мышления и развивать творческие способности.

 

10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

 

Примерный перечень вопросов к экзамену:

 

  1. Этимология слова «суфизм».
  2. Сущность суфизма - как Путь любви и сердца.
  3. Определения суфизма и суфия-мистика в эзотерической и философской литературе.
  4. Объект, цель, задачи и методы суфийского Пути самосовершенствования.
  5. Понимание истины суфийскими мистиками.
  6. Различия в понимании Путей духовного самосовершенствования в основных религиозно-философских и мистических учений: суфизма, индуизма, дзэн-буддизма, даосизма, йоги, хасидизма, исихазма.
  7. Духовная методика суфийских братств: 1) взываниие и вспоминание Аллаха (зикр); 2) размышление (фекр); 3) самоанализ (мухасеба); 4) медитация (муракаба); 5) питание (вирд).
  8. Ступени суфийского Пути: 1. Шариат как неукоснительное исполнение законов мусульманской религии. 2. Тарикат - послушничество в роли ученика при истинном суфийском наставнике. 3. Хакикат - полное постижение истины. 4. Магрифат - познание Бога сердцем, а не умом.
  9. Наиважность мистического опыта по отношению к его вербальной и словесно-понятийной формулировке и описанию
  10. Концепция «Совершенного Человека» и связанная с ней доктрина о нравственном совершенстве через постулирование идеалов воздержания, аскетизма и довольства малым.
  11. Путь Любви как прямой Путь к единству с Аллахом.
  12. Возникновение суфизма и основные периоды его развития.
  13. Двенадцать традиционных суфийских братств в истории развития ислама.
  14. Роль братства Накшбандийа в развитии суфизма в Башкортостане. Шейх Зайнулла ибн Хабибулла ан-Накшбанди аш-Шарифи (Расулев).
  15. Одиннадцать принципов медитации накшбандийского тариката.
  16. Учитель и ученик в традиции суфизма. Необходимые качества, которыми должен обладать Учитель, обучающий ученика суфийским методам самосовершенствования.
  17. Обязательность соблюдения учеником определенных правил и обычаев суфийского братства – адабов.
  18. Семь основных стоянок-макам: 1) покаяние, 2) осмотрительность, 3) воздержанность, 4) нищета, 5) терпение, 6) упование на Аллаха, 7) покорность.
  19. Классификация психических состояний (хал) в суфийской литературе.
  20. Основные суфийские доктрины: 1. Доктрина «Единство бытия» (Вахдат аль-Вуджуд) и 2. Доктрина «Единство свидетельства» (Вахдат аш-Шухуд).
  21. Различие между пророческим Таухидом и доктриной «Единство Бытия».
  22. Суфийский путь мистического познания. Методы и средства мистического постижения истины в различных школах и концепциях суфизма.
  23. Учение суфиев о природе человека: 1) приказывающий нафс; 2) обвиняющий нафс; 3) вдохновленный нафс; 4) успокоенный нафс (сердце); 5) Дух; 6) Глубинное сознание; 7) Сокровенное сознание.
  24. О двух Путях к наивысшему совершенству. Путь Знания и Путь Любви.
  25. Основные этапы, уровни и методы совершенствования.
  26. Десять путей, подводящих человека к любви в Аллаха.
  27. Классификация Путей самосовершенствования по тарикатам (методам): 1) тарикаты группы ахйар; 2) тарикаты группы абрар; 3) тарикаты группы шуттар.
  28. Зикр (поминание) как духовное упражнение с целью ощущения внутри себя Божественного присутствия, прославление имени Бога для достижения духовной сосредоточенности.
  29. Суфийский подход к тонким центрам восприятия – латаифам.
  30. Основные наименования латаифов, их расположения, основные функции, их количество и цвета.
  31. Основные методы и способы, способствующие активизацию латаифов.
  32. Суфизм в традиции арабо-мусульманских философов.

 

Программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 033300 «Религиоведение», утвержденному Министерством образования и науки РФ

Программа утверждена на заседании кафедры философии, социологии и политологии «_____» ______________ 20______  Протокол № _______

 

Разработчик:

Вильданов У.С., доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы факультета философии и социологии БашГУ.

Эксперты:

 

 

На современном этапе исторического развития вновь актуальной оказалась проблема, связанная с духовно-практическим развитием человека. Каждый человек понимает, что, если он не осмыслит всю глубину своего внутреннего мира и не приобретёт душевное равновесие и покой, то ему не решить и множества других крупномасштабных задач, которые стоят как перед ним, так и всем человечеством. Сколько бы сил человек ни потратил, не одолеет он ни политических, ни экономических задач, ни задач государственного строительства, ни задач воспитательных и образовательных. Такие духовные качества, как «доброта, красота, святость постигаются не извне, – говорил один буддийский Учитель, – а изнутри, только через самого человека, в нем самом».

Анализ процессов в области духовного развития человека и общества в целом показывает о трудностях, которые свидетельствуют о недостаточном понимании законов и принципов формирования и развития духовности человека, и духовности вообще. В частности, например, студенты ВУЗов задают преподавателю вопросы о существовании трансцендентного начала, о реальности и полезности эзотерических практик. А в рамках учебных планов ВУЗов и ГОСТов не предусмотрено преподавание предметов, которые способствовали бы объективно показать им накопленный человечеством опыт в области религиоведения, культурологи, теологии. И в философии проблема существования и влияния эзотерических учений на духовно-практическое развитие человека в принципе не разработана. Отсутствуют достаточно сформированные и разработанные методологии и системы научной классификации видов религиозно-мистических учений, причин их генезиса, развития, трансформации, практики медитации. Также мало разработаны историография и источниковедческий аспект проблемы духовно-практического развития человека вообще.

В настоящее время понятия «духовность» и «религиозность» в философии и религии воспринимаются далеко неоднозначно. Рост духовных потребностей людей одни только официальные церкви и иные духовные организации удовлетворить не в состоянии. Если бы эти организации были самодостаточными в удовлетворении духовных запросов множества людей (например, в христианских церквях или мусульманских мечетях), то не было бы у этих людей и потребности обращаться к другим эзотерическим учениям. Из-за неопределённости ситуации в мире и неустроенности своей жизни в мире человек вынужден обращаться в другие религиозные конфессии и учения. Раз это так, то прояснение положения дел, сложившегося в мире относительно эзотерических учений, требует самого неотложного внимания. Ибо отсутствие у человека навыка критического отношения к духовно-практическим и концептуальным основам этих учений, отдельных религиозных конфессий, сектантства, может привести к отрицательному результату. Во многих религиозных и духовных сообществах людей учат самоотречению, отказу от эгоизма, практике самопожертвования и любви к другим людям до того, как эти люди накопили достаточно энергии и добродетелей, чтобы действительно любить самих себя. В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». К сожалению, многие люди в своей жизнедеятельности так и не придают особого значения последним словам Иисуса – «как самого себя». В действительности, пока человек не научится любить себя, ему не удастся любить кого бы то ни было из своего окружения. Здесь под любовью к себе ни в коем случае не подразумевается нами любовь эгоистическая или то, что принято называть «себялюбием». Любить себя – значит праздновать сам факт своего существования и быть благодарной Природе за данную нам жизнь. Научившись любить себя, человек осознает, как любить других. Любовь, радость и покой – это глубокие состояния бытия. Бытие вечно. Оно доступно каждому человеку в настоящий миг как его глубочайшая суть, его истинная природа.

Мы надеемся, что даже краткий обзор религиозно-философских учений и духовных учителей всех стран и времен, начиная с классической древности и кончая современностью, послужит в конечном счете некоторым необходимым источником для тех, кто вступает на путь духовно-практического поиска.