Требования к ЭУК и содержательная экспертиза

V. Требования к структуре ЭУК по основным образовательным программам

 

5.1. Метаданные ЭУК:

5.1.1. Титульный экран (отображается в общем списке ЭУК кафедры):

Методический аспект: представляет собой краткую справку, которая дает представление о назначении, возможностях и используемых подходах к организации учебного процесса для формирования представления об ЭУК.

Обязательный состав:

Аннотация

Краткая характеристика (не более 600 печ. зн.)

Объем дисциплины

В часах/ ЗЕТ

Направления

Указываются направления, на которых реализуется курс, с указанием шифра

Разработчик

Список авторов-составителей

Дата публикации курса

Дата, когда курс был введен в эксплуатацию

Организационная разновидность реализации дисциплины

веб-поддержка, смешанное обучение, онлайн-обучение (указать нужное)

Запись на курс

самостоятельно, запись преподавателем (указать нужное)

 

Техническая реализация: Титульный экран оформляется в виде таблицы в окне «Описание курса» в разделе «Управление курсом→Редактировать настройки».

5.1.2. Мета-блок курса (0-блок отображается в теле курса):

Название курса (дисциплина)

Название курса может отличаться от названия дисциплины:

Например: Английский язык для социологов (Иностранный язык)

Преподаватель

Указывается преподаватель, который ведет дисциплину в текущем учебном году

Направление подготовки

Указываются направления, на которых реализуется курс, с указанием шифра

Программа/профиль/

направленность подготовки

Указываются соответствующие программа/профиль/

направленность подготовки.

Курс (год обучения), группа

Указывается на каждый учебный год

Прикрепляемые документы

Утвержденная РПД по дисциплине, выписки из протокола заседания кафедры, УМК факультета, схема реализации дисциплины

 

5.2. В общем случае ЭУК включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный:

5.2.1. Инструктивный (организационный) блок.

Методический аспект: подробные инструкции и правила использования ЭУК в учебном процессе, которые дают представления о применении различных разделов ЭУК для обучающегося. Обучающийся должен понимать последовательность изучения ЭУК и знать требования к выполнению заданий (критерии оценивания, форма выполнения  задания и чтения лекций, сроки и т.п.).

Обязательные элементы:

─                 методические указания (руководство) к изучению дисциплины (по ЭУК в целом и/или по каждому модулю);

─                 методические указания к самостоятельной работе студентов (по ЭУК в целом и/или по каждому модулю);

─                 критерии оценки (рейтинг-план дисциплины, в сумме все контрольные мероприятия должны не более 110 баллов);

─                 график обучения (формируется в начале семестра с указанием сроков проведения контрольных мероприятий).

Содержание обязательных элементов должно соответствовать структуре курса.

Техническая реализация: Необходимо внести соответствующую текстовую информацию в ресурс «Страница». Ресурсы обязательных элементов сформированы при открытии курса в текущем блоке.

5.2.2. Информационный блок.

Методический аспект: основные функции в концентрированном виде, которые несет этот блок, совпадают с функциями традиционного учебника. В данном блоке представлена определенным образом структурированная учебная информация.

Обязательные элементы:

─                 теоретическая часть (учебная информация, разбитая на модули): конспект лекций, разбитый то темам и/или по неделям; методическое пособие; электронный учебник;

─                 практическая часть (практикум): семинары, лабораторные работы, упражнения (тренинги), РГР, рефераты;

─                 список рекомендуемой литературы; дополнительные источники информации.

Техническая реализация: шаблон курса содержит ссылки на все инструктивные и методические материалы по работе с технологической платформой MOODLE.

5.2.3. Коммуникативный (коммуникационный) блок.

Методический аспект: средство коммуникации обучающихся и преподавателей в рамках ЭУК.

Обязательные элементы:

─                 форум (консультации on-line, off-line);

─                 вебинар, при замене контактной аудиторной работы дистанционным аналогом.

Минимальный состав: должны содержать приветственное сообщение от преподавателя курса, адресованное обучающимся; цель и правила общения.

Техническая реализация: форум добавляется в виде элемента «Форум» в текущий блок; вебинар добавляется в виде элемента «Вебинар» или URL (гиперссылки) на сторонний вебинарный ресурс.

5.2.4. Контрольный блок.

Методический аспект: контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательную часть данного блока составляют в основном задания для текущего и рубежного контроля и итоговые тесты.

Обязательные элементы:

─                 сборник заданий по всем видам текущего контроля: домашнее задание, контрольная работа, тесты (контроль, самоконтроль), коллоквиум и т.п.;

─                 задания, итоговое тестирование;

─                 вопросы к зачету, экзамену.

Техническая реализация: инструменты СДО подбираются под каждую форму контроля.

5.3. В условиях применения модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, каждый модуль дисциплины может содержать вышеперечисленные блоки.

5.4. Журнал оценок (раздел «Оценки» ЭУК):

Методический аспект: фиксация результатов работы и текущей успеваемости обучающегося по дисциплине.

Минимальный состав: все результаты выполнения должны быть зафиксированы в электронном журнале ЭУК («Оценки»). Желательно: если процесс оценивания работы обучающегося происходит на очном занятии, оценку необходимо отразить в электронном журнале.

Техническая реализация: результат оценивания следует размещать в разделе «Оценки» ЭУК. Оценки контрольных мероприятий ЭУК (тестов, заданий, опросов и т.п.) вносятся в журнал автоматически.

5.5. Настройки элементов ЭУК должны соответствовать данным, указанным в критериях оценки и графике обучения инструктивного блока.

5.6.  Для каждого элемента ЭУК должны быть указаны настройки отслеживания выполнения элементов курса «Отображать элемент выполненный при выполнении условий»:

─                 «Студент должен просмотреть этот элемент, чтобы он считался выполненным», для элементов без оценки;

─                 «Студент должен получить оценку для выполнения этого элемента», для элементов с оценкой

5.7. Отчет «Завершение элементов курса» (раздел «Отчеты» ЭУК) формирует цифровой след реализации ЭУК.

VIII. Содержательная экспертиза ЭУК

8.1. Для экспертизы курсов Учебно-методическая комиссия факультета/института/филиала заседает не реже двух раз в год (перед началом соответствующего семестра).

8.2. На усмотрение факультета/института/филиала может быть создана экспертная комиссия из представителей факультета или факультетов Университета, как замещающая УМК в части экспертизы электронных учебных курсов. Создание такой комиссии утверждается протоколом УМК и распоряжением декана факультета/директора института, филиала. Экспертная комиссия заседает не реже двух раз в год (перед началом соответствующего семестра).

8.3. Между членами комиссии распределяются разработанные электронные курсы. Члены комиссии проверяют ЭУК на соответствие установленным требованиям к таким курсам. Подключение и отключение экспертов к курсам для проведения экспертизы осуществляет эксперт по ЭО факультета/института/филиала.

8.4. Каждый блок оценивается в соответствующее количество баллов, согласно таблице критериев оценки электронных учебных курсов.

Таблица 2. Таблица критериев оценки электронных учебных курсов.

Критерий

Диапазон баллов

Проходной балл

1

Методические указания по работе с ЭУК

6 баллов – имеются подробные методические рекомендации для обучающегося как по ЭУК в целом, так и по каждой теме.

3 балла – методические рекомендации имеются, но недостаточно подробны.

0 баллов – методические рекомендации отсутствуют или недостаточны для использования ЭУК в учебном процессе.

3

2

Наличие рабочей программы дисциплины

4 балла – в ЭУК содержится ссылка на утвержденную и размещенную на сайте http://sdo.bashedu.ru (СДО филиалов) рабочую программу дисциплины, либо содержится pdf файл с утвержденной рабочей программой дисциплины.

2 балла – в ЭУК содержится ссылка на неутвержденную рабочую программу дисциплины, либо содержится pdf файл с неутвержденной рабочей программой дисциплины.

0 баллов – рабочая программа отсутствует.

2

3

Структура ЭУК

5 баллов – ЭУК разбит на тематические единицы в соответствии с рабочей программой дисциплины.

3 балла – ЭУК разбит на тематические единицы, но имеются незначительные расхождения с рабочей программой дисциплины

0 баллов – разбивка на тематические дисциплины отсутствует или не соответствует рабочей программе дисциплины

3

4

Критерии оценки

2 балла имеются подробные критерии оценки для обучающихся, рейтинг-план.

1 балл – критерии неточные, неполные.

0 баллов – критерии оценки отсутствуют

1

5

Наличие глоссария

4 балла – имеется глоссарий специфичных терминов и понятий ЭУК, использующий иллюстрированный материал и / или ссылки на внешние ресурсы.

2 балла – глоссарий является недостаточно полным.

0 баллов – глоссарий отсутствует

2

6

Теоретическая часть курса

25 баллов – в каждой теме реализован полный объем необходимого теоретического материала в разной форме (например, видеолекция, элемент  - «лекция», презентация и др.) Материал выполнен в полном соответствии с российским законодательством и соответствует современному уровню развития соответствующей предметной области.

18 баллов – теоретический материал присутствует, но имеются замечания к его содержанию и/или оформлению.

0 баллов – теоретический материал отсутствует или является некачественным по форме и/или содержанию

18

7

Практическая часть курса

16 баллов – представлены задания к семинарам, практическим занятиям, лабораторные работы, упражнения (тренинги), рефераты в соответствии с рабочей программой дисциплины выполнены как объекты LMS Moodle.

11 баллов - задания к семинарам, практическим занятиям, лабораторные работы, упражнения присутствуют, но нет конкретной инструкции по их выполнению.

0 баллов – практическая часть курса отсутствует

11

8

Список литературы

5 баллов - список основной и дополнительной литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины, приведены ссылки на доступную литературу в электронной библиотечной системе БашГУ/филиалов, открытые интернет-ресурсы с конкретными адресами, снабженные конкретными указаниями по использованию.

3 балла – список основной и дополнительной литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины имеется, но является недостаточным, ссылки на информационные ресурсы отсутствуют.

0 баллов – список основной и дополнительной литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины отсутствует.

3

9

Форум/чат/вебинар

8 баллов – в ЭУК в целом и в отдельных темах реализованы элементы, обеспечивающие общение обучающихся с преподавателем и между собой (форум, чат, Wiki, вебинар).

4 балла – имеется только общий форум.

0 баллов – средства обратной связи отсутствуют

4

10

Контрольно-измерительные материалы

25 баллов – представлены материалы для всех контрольных мероприятий в соответствии с рабочей программой дисциплины и требованиями к разработке ЭУК (промежуточный, итоговый тест, задания для СРС, вопросы к экзамену/зачету) выполнены как объекты LMS Moodle.

18 баллов – материалы представлены не в полном объеме. Имеется итоговый контроль, но текущий реализован не во всех темах или отсутствует. Задания для СРС имеются, но есть незначительные расхождения с рабочей программой дисциплины.

0 баллов – отсутствуют материалы для контрольных мероприятий.

18

 

 

Максимальный балл-100

 

 

8.5. По итогам проведенной экспертизы, членами комиссии составляется протокол проверки курсов с выставлением итоговых баллов. Курс, набравший проходной балл, подлежит размещению в ЭИОС образовательной организации.

8.6. Курс, не набравший проходной балл, отправляется на доработку с фиксацией даты представления ЭУК на повторную экспертизу.

8.10. Разработчику курса предоставляется выписка из протокола заседания УМК/экспертной комиссии.

 

Пример заключения заседания кафедры о размещении ЭУК в СДО БашГУ

 

Примерная формулировка заключения кафедры о рекомендации курса к размещению в СДО:

Материалы электронного учебного курса «Наименование курса», предоставленные должность, ученая степень И.О. Фамилия, по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом»  по направлению «Шифр-Направление» соответствует рабочей программе дисциплины, утвержденной и содержащей исчерпывающую информацию о применяемых технологиях ЭО и ДОТ. Ограничения ФГОС ВО и федеральной нормативной базы по реализации ЭО и ДОТ по указанному направлению отсутствуют. Разработчик имеет актуальное удостоверение о повышение квалификации в области ЭО и ДОТ (указать год выдачи удостоверения).

Электронный учебный курс «Наименование курса» рекомендуется к размещению в СДО БашГУ и внедрению в образовательный процесс по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине.

 

Пример заключения учебно-методического совета факультета(института) о размещении ЭУК в СДО БашГУ

 

Электронный учебный курс «Наименование курса», предоставленный должность, ученая степень И.О. Фамилия, по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» по направлению «Шифр-Направление» соответствует рабочей программе дисциплины, утвержденной и содержащей исчерпывающую информацию о применяемых технологиях ЭО и ДОТ.

ЭУК полностью (частично) обеспечивает учебный процесс по соответствующей дисциплине. Содержание ЭУК «замкнуто», т.е. в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения обучения в онлайн (дистанционном) режиме в объеме указанном в схеме реализации.

Электронный учебный курс «Наименование курса» рекомендуется к размещению в СДО БашГУ и внедрению в образовательный процесс по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине.

  Рекомендуется внести в учебный план* по направлению «Шифр-Направление», профиль «Наименование» контактные часы, реализуемые в форме электронного обучения, по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» в следующем объеме: лекции - __часов; практические занятия - __ часов; лабораторные работы - ___ часов (в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине).

*Данная рекомендация вносится только в случае замены контактной работы электронным учебным курсом.

Last modified: Friday, 3 September 2021, 12:07 PM