Требования к ЭУК и содержательная экспертиза
V. Требования к структуре ЭУК по основным образовательным программам
Скачать шаблон схемы реализации
5.1. Метаданные ЭУК:
5.1.1. Титульный экран (отображается в общем списке ЭУК кафедры):
Методический аспект: представляет собой краткую справку, которая дает представление о назначении, возможностях и используемых подходах к организации учебного процесса для формирования представления об ЭУК.
Обязательный состав:
Аннотация |
Краткая характеристика (не более 600 печ. зн.) |
Объем дисциплины |
В часах/ ЗЕТ |
Направления |
Указываются направления, на которых реализуется курс, с указанием шифра |
Разработчик |
Список авторов-составителей |
Дата публикации курса |
Дата, когда курс был введен в эксплуатацию |
Организационная разновидность реализации дисциплины |
веб-поддержка, смешанное обучение, онлайн-обучение (указать нужное) |
Запись на курс |
самостоятельно, запись преподавателем (указать нужное) |
Техническая реализация: Титульный экран оформляется в виде таблицы в окне «Описание курса» в разделе «Управление курсом→Редактировать настройки».
5.1.2. Мета-блок курса (0-блок отображается в теле курса):
Название курса (дисциплина) |
Название курса может отличаться от названия дисциплины: Например: Английский язык для социологов (Иностранный язык) |
Преподаватель |
Указывается преподаватель, который ведет дисциплину в текущем учебном году |
Направление подготовки |
Указываются направления, на которых реализуется курс, с указанием шифра |
Программа/профиль/ направленность подготовки |
Указываются соответствующие программа/профиль/ направленность подготовки. |
Курс (год обучения), группа |
Указывается на каждый учебный год |
Прикрепляемые документы |
Утвержденная РПД по дисциплине, выписки из протокола заседания кафедры, УМК факультета, схема реализации дисциплины |
5.2. В общем случае ЭУК включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный:
5.2.1. Инструктивный (организационный) блок.
Методический аспект: подробные инструкции и правила использования ЭУК в учебном процессе, которые дают представления о применении различных разделов ЭУК для обучающегося. Обучающийся должен понимать последовательность изучения ЭУК и знать требования к выполнению заданий (критерии оценивания, форма выполнения задания и чтения лекций, сроки и т.п.).
Обязательные элементы:
─ методические указания (руководство) к изучению дисциплины (по ЭУК в целом и/или по каждому модулю);
─ методические указания к самостоятельной работе студентов (по ЭУК в целом и/или по каждому модулю);
─ критерии оценки (рейтинг-план дисциплины, в сумме все контрольные мероприятия должны не более 110 баллов);
─ график обучения (формируется в начале семестра с указанием сроков проведения контрольных мероприятий).
Содержание обязательных элементов должно соответствовать структуре курса.
Техническая реализация: Необходимо внести соответствующую текстовую информацию в ресурс «Страница». Ресурсы обязательных элементов сформированы при открытии курса в текущем блоке.
5.2.2. Информационный блок.
Методический аспект: основные функции в концентрированном виде, которые несет этот блок, совпадают с функциями традиционного учебника. В данном блоке представлена определенным образом структурированная учебная информация.
Обязательные элементы:
─ теоретическая часть (учебная информация, разбитая на модули): конспект лекций, разбитый то темам и/или по неделям; методическое пособие; электронный учебник;
─ практическая часть (практикум): семинары, лабораторные работы, упражнения (тренинги), РГР, рефераты;
─ список рекомендуемой литературы; дополнительные источники информации.
Техническая реализация: шаблон курса содержит ссылки на все инструктивные и методические материалы по работе с технологической платформой MOODLE.
5.2.3. Коммуникативный (коммуникационный) блок.
Методический аспект: средство коммуникации обучающихся и преподавателей в рамках ЭУК.
Обязательные элементы:
─ форум (консультации on-line, off-line);
─ вебинар, при замене контактной аудиторной работы дистанционным аналогом.
Минимальный состав: должны содержать приветственное сообщение от преподавателя курса, адресованное обучающимся; цель и правила общения.
Техническая реализация: форум добавляется в виде элемента «Форум» в текущий блок; вебинар добавляется в виде элемента «Вебинар» или URL (гиперссылки) на сторонний вебинарный ресурс.
5.2.4. Контрольный блок.
Методический аспект: контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательную часть данного блока составляют в основном задания для текущего и рубежного контроля и итоговые тесты.
Обязательные элементы:
─ сборник заданий по всем видам текущего контроля: домашнее задание, контрольная работа, тесты (контроль, самоконтроль), коллоквиум и т.п.;
─ задания, итоговое тестирование;
─ вопросы к зачету, экзамену.
Техническая реализация: инструменты СДО подбираются под каждую форму контроля.
5.3. В условиях применения модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, каждый модуль дисциплины может содержать вышеперечисленные блоки.
5.4. Журнал оценок (раздел «Оценки» ЭУК):
Методический аспект: фиксация результатов работы и текущей успеваемости обучающегося по дисциплине.
Минимальный состав: все результаты выполнения должны быть зафиксированы в электронном журнале ЭУК («Оценки»). Желательно: если процесс оценивания работы обучающегося происходит на очном занятии, оценку необходимо отразить в электронном журнале.
Техническая реализация: результат оценивания следует размещать в разделе «Оценки» ЭУК. Оценки контрольных мероприятий ЭУК (тестов, заданий, опросов и т.п.) вносятся в журнал автоматически.
5.5. Настройки элементов ЭУК должны соответствовать данным, указанным в критериях оценки и графике обучения инструктивного блока.
5.6. Для каждого элемента ЭУК должны быть указаны настройки отслеживания выполнения элементов курса «Отображать элемент выполненный при выполнении условий»:
─ «Студент должен просмотреть этот элемент, чтобы он считался выполненным», для элементов без оценки;
─ «Студент должен получить оценку для выполнения этого элемента», для элементов с оценкой
5.7. Отчет «Завершение элементов курса» (раздел «Отчеты» ЭУК) формирует цифровой след реализации ЭУК.
VIII. Содержательная экспертиза ЭУК
8.1. Для экспертизы курсов Учебно-методическая комиссия факультета/института/филиала заседает не реже двух раз в год (перед началом соответствующего семестра).
8.2. На усмотрение факультета/института/филиала может быть создана экспертная комиссия из представителей факультета или факультетов Университета, как замещающая УМК в части экспертизы электронных учебных курсов. Создание такой комиссии утверждается протоколом УМК и распоряжением декана факультета/директора института, филиала. Экспертная комиссия заседает не реже двух раз в год (перед началом соответствующего семестра).
8.3. Между членами комиссии распределяются разработанные электронные курсы. Члены комиссии проверяют ЭУК на соответствие установленным требованиям к таким курсам. Подключение и отключение экспертов к курсам для проведения экспертизы осуществляет эксперт по ЭО факультета/института/филиала.
8.4. Каждый блок оценивается в соответствующее количество баллов, согласно таблице критериев оценки электронных учебных курсов.
Таблица 2. Таблица критериев оценки электронных учебных курсов.
№ |
Критерий |
Диапазон баллов |
Проходной балл |
1 |
Методические указания по работе с ЭУК |
6 баллов – имеются подробные методические рекомендации для обучающегося как по ЭУК в целом, так и по каждой теме. 3 балла – методические рекомендации имеются, но недостаточно подробны. 0 баллов – методические рекомендации отсутствуют или недостаточны для использования ЭУК в учебном процессе. |
3 |
2 |
Наличие рабочей программы дисциплины |
4 балла – в ЭУК содержится ссылка на утвержденную и размещенную на сайте http://sdo.bashedu.ru (СДО филиалов) рабочую программу дисциплины, либо содержится pdf файл с утвержденной рабочей программой дисциплины. 2 балла – в ЭУК содержится ссылка на неутвержденную рабочую программу дисциплины, либо содержится pdf файл с неутвержденной рабочей программой дисциплины. 0 баллов – рабочая программа отсутствует. |
2 |
3 |
Структура ЭУК |
5 баллов – ЭУК разбит на тематические единицы в соответствии с рабочей программой дисциплины. 3 балла – ЭУК разбит на тематические единицы, но имеются незначительные расхождения с рабочей программой дисциплины 0 баллов – разбивка на тематические дисциплины отсутствует или не соответствует рабочей программе дисциплины |
3 |
4 |
Критерии оценки |
2 балла – имеются подробные критерии оценки для обучающихся, рейтинг-план. 1 балл – критерии неточные, неполные. 0 баллов – критерии оценки отсутствуют |
1 |
5 |
Наличие глоссария |
4 балла – имеется глоссарий специфичных терминов и понятий ЭУК, использующий иллюстрированный материал и / или ссылки на внешние ресурсы. 2 балла – глоссарий является недостаточно полным. 0 баллов – глоссарий отсутствует |
2 |
6 |
Теоретическая часть курса |
25 баллов – в каждой теме реализован полный объем необходимого теоретического материала в разной форме (например, видеолекция, элемент - «лекция», презентация и др.) Материал выполнен в полном соответствии с российским законодательством и соответствует современному уровню развития соответствующей предметной области. 18 баллов – теоретический материал присутствует, но имеются замечания к его содержанию и/или оформлению. 0 баллов – теоретический материал отсутствует или является некачественным по форме и/или содержанию |
18 |
7 |
Практическая часть курса |
16 баллов – представлены задания к семинарам, практическим занятиям, лабораторные работы, упражнения (тренинги), рефераты в соответствии с рабочей программой дисциплины выполнены как объекты LMS Moodle. 11 баллов - задания к семинарам, практическим занятиям, лабораторные работы, упражнения присутствуют, но нет конкретной инструкции по их выполнению. 0 баллов – практическая часть курса отсутствует |
11 |
8 |
Список литературы |
5 баллов - список основной и дополнительной литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины, приведены ссылки на доступную литературу в электронной библиотечной системе БашГУ/филиалов, открытые интернет-ресурсы с конкретными адресами, снабженные конкретными указаниями по использованию. 3 балла – список основной и дополнительной литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины имеется, но является недостаточным, ссылки на информационные ресурсы отсутствуют. 0 баллов – список основной и дополнительной литературы в соответствии с рабочей программой дисциплины отсутствует. |
3 |
9 |
Форум/чат/вебинар |
8 баллов – в ЭУК в целом и в отдельных темах реализованы элементы, обеспечивающие общение обучающихся с преподавателем и между собой (форум, чат, Wiki, вебинар). 4 балла – имеется только общий форум. 0 баллов – средства обратной связи отсутствуют |
4 |
10 |
Контрольно-измерительные материалы |
25 баллов – представлены материалы для всех контрольных мероприятий в соответствии с рабочей программой дисциплины и требованиями к разработке ЭУК (промежуточный, итоговый тест, задания для СРС, вопросы к экзамену/зачету) выполнены как объекты LMS Moodle. 18 баллов – материалы представлены не в полном объеме. Имеется итоговый контроль, но текущий реализован не во всех темах или отсутствует. Задания для СРС имеются, но есть незначительные расхождения с рабочей программой дисциплины. 0 баллов – отсутствуют материалы для контрольных мероприятий. |
18 |
|
|
Максимальный балл-100 |
|
8.5. По итогам проведенной экспертизы, членами комиссии составляется протокол проверки курсов с выставлением итоговых баллов. Курс, набравший проходной балл, подлежит размещению в ЭИОС образовательной организации.
8.6. Курс, не набравший проходной балл, отправляется на доработку с фиксацией даты представления ЭУК на повторную экспертизу.
8.10. Разработчику курса предоставляется выписка из протокола заседания УМК/экспертной комиссии.
Пример заключения заседания кафедры о размещении ЭУК в СДО БашГУ
Примерная формулировка заключения кафедры о рекомендации курса к размещению в СДО:
Материалы электронного учебного курса «Наименование курса», предоставленные должность, ученая степень И.О. Фамилия, по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» по направлению «Шифр-Направление» соответствует рабочей программе дисциплины, утвержденной и содержащей исчерпывающую информацию о применяемых технологиях ЭО и ДОТ. Ограничения ФГОС ВО и федеральной нормативной базы по реализации ЭО и ДОТ по указанному направлению отсутствуют. Разработчик имеет актуальное удостоверение о повышение квалификации в области ЭО и ДОТ (указать год выдачи удостоверения).
Электронный учебный курс «Наименование курса» рекомендуется к размещению в СДО БашГУ и внедрению в образовательный процесс по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине.
Пример заключения учебно-методического совета факультета(института) о размещении ЭУК в СДО БашГУ
Электронный учебный курс «Наименование курса», предоставленный должность, ученая степень И.О. Фамилия, по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» по направлению «Шифр-Направление» соответствует рабочей программе дисциплины, утвержденной и содержащей исчерпывающую информацию о применяемых технологиях ЭО и ДОТ.
ЭУК полностью (частично) обеспечивает учебный процесс по соответствующей дисциплине. Содержание ЭУК «замкнуто», т.е. в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения обучения в онлайн (дистанционном) режиме в объеме указанном в схеме реализации.
Электронный учебный курс «Наименование курса» рекомендуется к размещению в СДО БашГУ и внедрению в образовательный процесс по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине.
Рекомендуется внести в учебный план* по направлению «Шифр-Направление», профиль «Наименование» контактные часы, реализуемые в форме электронного обучения, по дисциплине «Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом» в следующем объеме: лекции - __часов; практические занятия - __ часов; лабораторные работы - ___ часов (в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине).
*Данная рекомендация вносится только в случае замены контактной работы электронным учебным курсом.