Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в БашГУ
Развитие системы образования сегодня во многом определяется внедрением информационных технологий на всех ступенях образования. Формирование этой области знаний устанавливает приоритетные направления в работе вузов, одним из которых является создание и постоянное расширение возможностей электронного обучения. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение сегодня широко используется на всех формах обучения в вузах, и их реализация поддерживается нормативно-правовыми актами и законами Российской Федерации, Республики Башкортостан и программами стратегического развития самих вузов

Целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в БашГУ является обеспечение современных условий реализации образовательных программ:
- повышение доступности и гибкости режима обучения,
- формирование и поддержка вовлеченности обучающихся в учебный процесс,
- расширение возможностей для управления и повышения результативности учебного процесса.
В сети Интернет работает с 2012 года сайт Системы дистанционного обучения Башкирского государственного университета. В настоящее время основной формой реализации ЭО и ДОТ в БашГУ является модель с частичным применением ЭО и ДОТ, основные организационные разновидности - веб-поддержка и смешанное обучение по дисциплинам основных и дополнительных образовательных программ. Основными элементами СДО БашГУ являются электронные учебные курсы представляющие собой тематически завершенный, структурированный авторами учебный материал, который предназначен для самостоятельной работы и/или самообучения по дисциплинам основных и дополнительных образовательных программ.
Электронный учебный курс (далее – ЭУК) – это тематический учебный материал, который позволяет поддерживать образовательный процесс при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ и представляет собой вид учебно-методического материала по дисциплине (модулю) или практике, размещенный в специальной инструментальной среде и предназначенный для освоения обучающимися.
По дидактическим целям ЭУК может обеспечивать: формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль усвоения, обобщение, совершенствование умений. Содержание ЭУК соответствует ФГОС реализуемых направлений подготовки и специальностей для основных образовательных программ и требованиям профессиональных стандартов для дополнительных образовательных программ.
МОДЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭО И ДОТ в БашГУ


Обучении с веб-поддержкой ЭО и ДОТ используются, как правило, в дополнение к основному учебному процессу для решения следующих задач:
- организация самостоятельной работы обучающихся (предоставление материалов в электронной форме для самоподготовки; обеспечение подготовки к лабораторным работам, в том числе с использованием виртуальных лабораторных установок; организация возможности самотестирования и др.);
- проведение консультаций с использованием различных средств онлайн-взаимодействия в электронной информационно-образовательной среде БашГУ, например вебинаров, форумов, чатов;
- организация текущего и промежуточного контроля обучающихся;
- организация других видов работ обучающихся, предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины.
Смешанное обучение предполагает реализацию дисциплины за счет аудиторной работы и деятельности обучающихся и преподавателей в электронной информационно-образовательной среде БашГУ и реализуется посредством:
- организации сквозной аудиторной работы с работой в в электронной информационно-образовательной среде БашГУ для достижения единого результата обучения;
- регулярного взаимодействия преподавателя с обучающимися с использованием технологий ЭО и ДОТ;
- результативной организации самостоятельной работы обучающегося с оценкой каждого вида деятельности обучающегося;
- организация групповой деятельности обучающихся в в электронной информационно-образовательной среде БашГУ;
Онлайн-обучение предполагает освоение дисциплины преимущественно с использованием ЭО и ДОТ и практически не предусматривает аудиторные занятия. Оно характеризуется:
- использование высокоинтерактивного учебного контента учебного контента, в том числе массовых открытых онлайн-курсов;
- регулярностью взаимодействия обучающихся, как с преподавателем, так и друг с другом в в электронной информационно-образовательной среде БашГУ;
- организацией учебной деятельности, не требующей очного посещения университета.
