Требования к электронным учебным курсам

Термины, определения и сокращения

(п. 2 Схемы переноса ЭУК , утвержденной распоряжением ректора БашГУ от 12.04.2018г. № 40) 

 

Система электронного обучения (далее – СЭО) – часть единой ЭИОС образовательной организации, представляющая собой совокупность электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий и технологических средств, обеспечивающая технологическую и административную поддержку ЭО и ДОТ, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса: информационная обучающая «Система электронного обучения БашГУ http://sdo.bashedu.ru».

Электронный учебный курс (далее – ЭУК) – это тематический учебный материал, который позволяет поддерживать образовательный процесс при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ и представляет  собой вид учебно-методического материала по дисциплине (модулю) или практике, размещенный в специальной инструментальной среде и предназначенный для освоения обучающимися. ЭУК в БашГУ разрабатываются и используются в учебном процессе на базе информационной обучающей «Системы электронного обучения БашГУ http://sdo.bashedu.ru». ЭУК должен представлять целостный взгляд преподавателя (разработчика курса) на решение учебных задач, а также помогать сформировать необходимые компетенции у обучающихся по изучаемой дисциплине. По дидактическим целям ЭУК может обеспечивать: формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль усвоения, обобщение, совершенствование умений. Содержание ЭУК должно соответствовать ФГОС реализуемых направлений подготовки и специальностей основных образовательных программ.

Веб-поддержка – использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, как правило, в дополнение к основному учебному процессу для решения следующих задач:

─                 организация самостоятельной работы обучающихся (предоставление материалов в электронной форме для самоподготовки; обеспечение подготовки к лабораторным работам, в том числе с использованием виртуальных лабораторных установок; организация возможности самотестирования и др.);

─                 проведение консультаций с использованием различных средств онлайн-взаимодействия в ЭИОС БашГУ, например вебинаров, форумов, чатов;

─                 организация текущего и промежуточного контроля обучающихся;

─                 организация других видов работ обучающихся, предусмотренных учебным планом и рабочей программой дисциплины (далее – РПД).

Смешанное обучение предполагает реализацию дисциплины за счет аудиторной работы и деятельности обучающихся и преподавателей в ЭИОС БашГУ. Смешанное обучение реализуется посредством:

─                 организации сквозной аудиторной работы с работой в ЭИОС БашГУ для достижения единого результата обучения;

─                 регулярного взаимодействия преподавателя с обучающимися с использованием технологий ЭО и ДОТ;

─                 результативной организации самостоятельной работы обучающихся с оценкой каждого вида деятельности обучающегося;

─                 организации групповой деятельности обучающихся в ЭИОС БашГУ.

Онлайн-обучение предполагает освоение дисциплины преимущественно с использованием ЭО и ДОТ и практически не предусматривает аудиторные занятия. Оно характеризуется:

─                 использованием высокоинтерактивного учебного контента, в том числе МООК;

─                 регулярностью взаимодействия обучающихся как с преподавателем, так и друг с другом в ЭИОС БашГУ;

─                 организацией учебной деятельности, не требующей очного посещения университета.

Эксперт факультета (института, филиала) по электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям (далееэксперт ЭО) – ответственный сотрудник факультета, института, филиала, имеющий актуальное удостоверение о повышении квалификации в области ЭО и ДОТ или ИКТ,  осуществляющий организационно-методическое руководство и сопровождение образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ. Эксперт ЭО назначается руководителем учебного подразделения на факультете (в институте, филиале). Список экспертов ЭО утверждается приказом ректора на текущий учебный год.

Эксперты ЭО филиалов взаимодействуют с пользователями и ЭУК собственных платформ электронного (дистанционного) обучения с учетом организационных особенностей структурных подразделений филиалов и осуществляют взаимодействие с отделом информационных образовательных технологий управления контроля качества и стратегического развития.

 Основные требования, предъявляемые к ЭУК 

(п. 4 Схемы переноса ЭУК , утвержденной распоряжением ректора БашГУ от 12.04.2018г. № 40)

 

4.1. Содержание ЭУК должно быть разработано на основе учебного плана соответствующей образовательной программы и отвечать требованиям ФГОС по направлению, а также соответствовать рабочей программе и по возможности учитывать современные технологии обучения.

4.2. ЭУК должен полностью обеспечивать учебный процесс по соответствующей дисциплине. Содержание ЭУК должно быть «замкнутым», т.е. в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения обучения в электронном режиме.

4.3. Все компоненты ЭУК  выполняются в едином стиле и дизайне.

4.4. Обучающие учебные материалы должны быть логично структурированы, обязательно разбиение материалов на отдельные модули, разделы, темы: ЭУК должен адекватно отражать структуру курса (дисциплины), четко определять, какие именно разделы/темы/модули и в какой последовательности должны быть изучены, каким образом разделы/темы/модули взаимосвязаны между собой.

4.5. Обучающие учебные материалы не должны содержать грамматические и стилистические ошибки.

4.6. Материалы ЭУК могут быть представлены в формате международных стандартов электронного обучения SCORM, IMS Common Cartrige, Tin Can API, поддерживаемых платформой http://sdo.bashedu.ru. Для IMS CC и Tin Can обеспечен импорт и экспорт ЭУК и отдельных компонентов. Для SCORM обеспечен импорт ЭУК и отдельных ресурсов.

4.7. В целях обеспечения корректного отображения ЭУК в любых браузерах и устройствах, включая мобильные приложения, рекомендуется  использовать изображения в формате *.tiff или *.jpg без сжатия, разрешение не менее 200 dpi, формат векторной графики SVG (по возможности); файлы для просмотра без скачивания в формате *.pdf; видеоизображения в формате mp4, mp3, возможно использование потокового видео из локальной сети или Интернета.

4.8. Корректное отображение интерфейса системы (кроссплатформенность) обеспечивается платформой LMS Moodle http://sdo.bashedu.ru.

4.9.         Требования к лицензионной чистоте:

4.9.1. Использование объектов авторского права (видео, звуковых, графических, текстовых) должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

4.9.2. Использование объектов, интеллектуальные права на которые принадлежат третьим лицам, допускается только:

─                 в целях раскрытия творческого замысла автора или в качестве иллюстрации;

─                 с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования;

─                 в объеме, не превышающем 5% от общего объема курса.

4.9.3. Использование объектов авторского права по открытым лицензиям должно осуществляться в соответствии с условиями таких лицензий.

4.10.    Требования к используемым внешним ресурсам:

При изучении курса в качестве дополнительных могут использоваться внешние ресурсы. В случае использования внешнего ресурса (в том числе в домене университета) в качестве основного материала должны быть выполнены следующие условия:

─                 доступ обучающихся к ресурсам осуществляется абсолютно бесплатно в течение всего периода освоения курса;

─                 обеспечена доступность ресурсов 24/7 с коэффициентом не менее 99%;

─                 при работе с ресурсом пользователь не видит сторонней информации, не связанной с достижением запланированных результатов обучения (в том числе рекламы).

5. Требования к оформлению ЭУК по основным образовательным программам

 

5.1. Метаданные ЭУК:

5.1.1. Титульный экран (отображается в общем списке ЭУК кафедры):

Методический аспект: представляет собой краткую справку, которая дает представление о назначении, возможностях и используемых подходах к организации учебного процесса для формирования представления об ЭУК.

Обязательный состав:

Аннотация

Краткая характеристика (не более 600 печ. зн.)

Объем дисциплины

В часах/ ЗЕТ

Направления

Указываются направления, на которых реализуется курс, с указанием шифра

Разработчик

Список авторов-составителей

Дата публикации курса

Дата, когда курс был введен в эксплуатацию

Организационная разновидность реализации дисциплины

веб-поддержка, смешанное обучение, онлайн-обучение (указать нужное)

Запись на курс

самостоятельно, запись преподавателем (указать нужное)

 

Техническая реализация: Титульный экран оформляется в виде таблицы в окне «Описание курса» в разделе «Управление курсом→Редактировать настройки».

5.1.2. Мета-блок курса (0-блок отображается в теле курса):

Название курса (дисциплина)

Название курса может отличаться от названия дисциплины:

Например: Английский язык для социологов (Иностранный язык)

Преподаватель

Указывается преподаватель, который ведет дисциплину в текущем учебном году

Направление подготовки

Указываются направления, на которых реализуется курс, с указанием шифра

Программа подготовки

 

Курс (год обучения), группа

Указывается на каждый учебный год

Прикрепляемые документы

Утвержденная РПД по дисциплине, выписки из протокола заседания кафедры, УМК факультета, схема реализации дисциплины

 

5.2. В общем случае ЭУК включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный:

5.2.1. Инструктивный (организационный) блок.

Методический аспект: подробные инструкции и правила использования ЭУК в учебном процессе, которые дают представления о применении различных разделов ЭУК для обучающегося. Обучающийся должен понимать последовательность изучения ЭУК, знать требования к выполнению заданий (критерии оценивания, форма выполнения  задания и чтения лекций, сроки и т.п.).

Обязательные элементы:

─                 методические указания (руководство) к изучению дисциплины (по ЭУК в целом и/или по каждому модулю);

─                 методические указания к самостоятельной работе студентов (по ЭУК в целом и по каждому модулю);

─                 критерии оценки (рейтинг-план дисциплины, в сумме все контрольные мероприятия должны давать 100 баллов);

─                 график обучения (формируется в начале семестра с указанием сроков проведения контрольных мероприятий).

Техническая реализация: Необходимо внести соответствующую текстовую информацию в ресурс «Страница». Ресурсы обязательных элементов сформированы при открытии курса в текущем блоке. Как работать с указанным ресурсом указано в Инструкции к работе с системой Moodle.

5.2.2. Информационный блок. Основные функции в концентрированном виде, которые несет этот блок, совпадают с функциями традиционного учебника. В данном блоке представлена определенным образом структурированная учебная информация.

Обязательные элементы:

─                 теоретическая часть (учебная информация, разбитая на модули): конспект лекций, разбитый то темам и/или по неделям; методическое пособие; электронный учебник;

─                 практическая часть (практикум): семинары, лабораторные работы, упражнения (тренинги), РГР, рефераты;

─                 список рекомендуемой литературы; дополнительные источники информации.

5.2.3. Коммуникативный (коммуникационный) блок.

Методический аспект: средство коммуникации обучающихся и преподавателей в рамках ЭУК.

Обязательные элементы:

─                 новостной форум (создается в СЭО БашГУ автоматически);

─                 форум (консультации on-line, off-line).

Минимальный состав: должны содержать приветственное сообщение от преподавателя курса, адресованное обучающимся; цель и правила общения.

Техническая реализация: добавляется в виде элемента «Форум» в текущий блок.

5.2.4. Контрольный блок. Контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательную часть данного блока составляют в основном задания для текущего и рубежного контроля и итоговые тесты.

Обязательные элементы:

─                 сборник заданий по всем видам текущего контроля: домашнее задание, контрольная работа, тесты (контроль, самоконтроль), коллоквиум и т.п.;

─                 задания, итоговое тестирование;

─                 вопросы к зачету, экзамену.

5.3. В условиях применения модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов каждый модуль дисциплины должен содержать вышеперечисленные блоки.

5.4. Журнал оценок (раздел «Оценки» ЭУК)

Методический аспект: фиксация результатов работы и текущей успеваемости обучающегося по дисциплине.

Минимальный состав: все результаты выполнения должны быть зафиксированы в электронном журнале ЭУК («Оценки»). Желательно: если процесс оценивания работы обучающегося происходит на очном занятии, оценку необходимо отразить в электронном журнале.

Техническая реализация: результат оценивания следует размещать в разделе «Оценки» ЭУК. Оценки контрольных мероприятий ЭУК (тестов, заданий, опросов и т.п.) вносятся в журнал автоматически.

 

6. Требования к оформлению ЭУК по дополнительным образовательным программам

6.1.  Метаданные ЭУК:

6.1.1. Титульный экран (отображается в общем списке ЭУК ИНО):

Методический аспект: представляет собой краткую справку по дополнительной образовательной программе, реализуемой с ЭО и ДОТ.

Минимальный состав:

Цель реализации программы

Краткая характеристика (не более 600 печ. зн.)

Тип программы

Курсы повышения квалификации, программа профессиональной переподготовки, дополнительное образование студентов (указать нужное)

Количество часов

 

Разработчик

Список авторов-составителей

Дата публикации курса

Дата, когда курс был введен в эксплуатацию

Организационная разновидность реализации дисциплины

веб-поддержка, смешанное обучение, онлайн-обучение (указать нужное) по программе (по дисциплине программы «Наименование программы»)

Запись на курс

самостоятельно, запись преподавателем (указать нужное)

 

Техническая реализация: Титульный экран оформляется в виде таблицы в окне «Описание курса» в разделе «Управление курсом→Редактировать настройки».

6.1.2. Мета-блок курса (0-блок отображается в теле курса):

Название курса (дисциплина)

Название программы / дисциплины программы

 

Руководитель программы

Если программу ведет группа преподавателей, указать, кто какую дисциплину или раздел ведет

Тип программы

 

Программа разработана с учетом требований

Например: профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, общем основном, среднем общем образовании)», утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544 н.

Сроки обучения

Указываются для каждого набора слушателей

Прикрепляемые файлы

Утвержденная программа ДО, схема реализации программы

Техническая реализация: Мета-блок оформляется с помощью инструмента «Пояснение» для всей таблицы в целом или по каждой строке таблицы по отдельности.

6.2. В общем случае ЭУК включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный:

6.2.1. Инструктивный (организационный) блок.

Методический аспект: подробные инструкции и правила использования ЭУК при прохождении программы. Слушатель должен понимать последовательность изучения ЭУК, знать требования к выполнению заданий (критерии оценивания, форма выполнения  задания и чтения лекций, сроки и т.п.).

Обязательные элементы:

─                 методические указания (руководство) к изучению дисциплины (по ЭУК в целом и/или по каждой дисциплине);

─                 критерии оценки освоения качества программы;

─                 критерии оценки (рейтинг-план дисциплины, в сумме все контрольные мероприятия должны давать 100 баллов);

─                 график обучения (сроки прохождения контрольных мероприятий);

─                 список рекомендуемой литературы и источников.

Техническая реализация: Необходимо внести соответствующую текстовую информацию в ресурс «Страница».

6.2.2. Коммуникативный (коммуникационный) блок.

Методический аспект: средство коммуникации слушателей и преподавателей в рамках ЭУК.

Обязательные элементы:

─                 новостной форум (создается в СЭО БашГУ автоматически);

─                 форум (консультации on-line, off-line).

Минимальный состав: должны содержать приветственное сообщение от преподавателя курса, адресованное обучающимся; цель и правила общения.

Техническая реализация: добавляется в виде элемента «Форум» в текущий блок.

6.2.3. Информационный блок и контрольный блок могут быть оформлены отдельно по всей программе в целом (см. п. 5.3.) либо определенным образом структурированная учебная информация и контрольные мероприятия разделяются по темам (разделам, модулям), дисциплинам программы.

6.3. Журнал оценок (раздел «Оценки» ЭУК) формируется так же как в п. 5.5., сумма балов по всем оцениваемым элементам должна составлять 100 баллов.

 Примеры оформления сопровождающих документов

ПРОТОКОЛ № ___

заседания кафедры программирования и экономической информатики

факультета математики и информационных технологий  БашГУ

 

«___»_________2018 г.

 

Присутствовали: зав. кафедрой, профессор, д.ф.-м.н. Юлмухаметов Р.С., доценты к.ф.-м.н. Коробчинская О.Г., к.ф.-м.н. Луценко В.И., Исаев К.П., Трунов К.В., Валеев Н.Ф., Путинцева А.А., Бердникова М.Л., Салимоненко Д.А.

Обсуждали: Возможность размещения электронного учебного курса в системе электронного обучения БашГУ sdo.bashedu.ru.

Материалы электронного учебного курса «Проектирование информационных систем», представленные доцентом кафедры, к.ф.-м.н. Путинцевой А.А., по дисциплине «Проектирование информационных систем» «090303 Прикладная информатика» соответствует рабочей программе дисциплины, утвержденной и содержащей исчерпывающую информацию о применяемых технологиях ЭО и ДОТ. Ограничения ФГОС ВО и федеральной нормативной базы по реализации ЭО и ДОТ по указанному направлению отсутствуют. Разработчик имеет актуальное удостоверение о повышении квалификации в области ЭО и ДОТ (2017г.).

Решили: Рекомендовать электронный учебный курс «Проектирование информационных систем» к размещению в системе электронного обучения БашГУ sdo.bashedu.ru. и внедрению в образовательный процесс по дисциплине «Проектирование информационных систем» в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине.

 

Заведующий кафедрой ПиЭИ                                             _Р.С. Юлмухаметов

________________________________________________________________________

ПРОТОКОЛ № ___

заседания учебно-методической комиссии

факультета математики и информационных технологий  БашГУ

 

«___»_________2018 г.

 

Присутствовали : доц. каф.математического моделирования  к.ф.-м.н. Ефимов А.М.,  проф. каф. математического анализа  д.ф.-м.н. Ишкин Х.К.,  доц. каф. высшей алгебры и геометрии к.ф.-м.н. Цыганов Ш.И., доц. каф. информационных технологий и компьютерной математики к.ф.-м.н. Коробчинская О.Г., доц. каф. математического моделирования  к.ф.-м.н. Абдюшева С.Р., доц. каф.математического анализа к.ф.-м.н. Башмаков Р.А., доц. каф. программирования и экономической информатики к.ф.-м.н. Луценко В.И., доц. каф. дифференциальных уравнений к.ф.-м.н. Назирова Э.А., ст. преп. каф. математического моделирования Дмитриев О.В.

Обсуждали: Возможность размещения электронного учебного курса в системе электронного обучения БашГУ sdo.bashedu.ru.

Электронный учебный курс «Проектирование информационных систем», предоставленный доцентом кафедры программирования и экономической информатики, к.ф.-н. Путинцевой А.А., по дисциплине «Проектирование информационных систем»  по направлению «090303 Прикладная информатика» соответствует рабочей программе дисциплины, утвержденной и содержащей исчерпывающую информацию о применяемых технологиях ЭО и ДОТ. Ограничения ФГОС ВО и федеральной нормативной базы по реализации ЭО и ДОТ по указанному направлению отсутствуют. Разработчик имеет актуальное удостоверение о повышение квалификации в области ЭО и ДОТ (2017 г.).

ЭУК обеспечивает учебный процесс в качестве веб-поддержки по соответствующей дисциплине. При этом содержание ЭУК «замкнуто», т.е. в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения обучения в исключительно электронном режиме.

Решили: Рекомендовать электронный учебный курс «Проектирование информационных систем» к размещению в СДО БашГУ и внедрению в образовательный процесс по дисциплине «Проектирование информационных систем» в соответствии со схемой реализации ЭО и ДОТ по данной дисциплине.

 

Председатель УМК факультета                                          А.М.Ефимов

_________________________________________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(БАШГУ)

 

 

Схема реализации ЭО и ДОТ по дисциплине

основной образовательной программы

 

Шифр

Направление

Специальность/профиль/программа

Форма обучения

1

2

3

4

090303

Прикладная информатика

Информационные и вычислительные технологии 

очная

 

Наименование курса

Проектирование информационных систем

Название дисциплины

Б1.Б.14 Проектирование информационных систем

Учебная(ые) групп(ы)

ПМИ 31,39

Период обучения

5, 6 семестр

ФИО преподавателя, реализующего дисциплину

Путинцева А.А

ФИО разработчика(ов) ЭУК

Путинцева А.А.

Год разработки ЭУК

2016г.

Контактные данные разработчика

putinbsu@gmail.com

URL курса (гиперссылка)

http://sdo.bashedu.ru/course/view.php?id=1443

Организационная разновидность реализации дисциплины

веб-поддержка

Запись на курс        

запись преподавателем, гостевой доступ для просмотра

 

Тема, модуль дисциплины

Вид учебной работы согласно РПД (лекция, практика и т.п.)

Трудоемкость по видам работ, часы

Наименование используемых средств ЭО и ДОТ, ссылка*

Форма обучения

1

2

3

4

5

Модуль 1 «Принципы построения и этапы проектирования ИС»

Лекции

Лабораторные работы

14

10

 

 

Самостоятельная работа студентов

8

Доклад

http://sdo.bashedu.ru/mod/assign/view.php?id=30986

Освоение  ПК-6, ПК-9

КСР

1

Тестирование

http://sdo.bashedu.ru/mod/quiz/view.php?id=26431

Контроль освоения ПК-5, ПК-6

Модуль 2 «Технологии и модели»

Лекции

Лабораторные работы

4

26

 

 

Самостоятельная работа студентов

8

Отчеты по лабораторным работам с

http://sdo.bashedu.ru/mod/assign/view.php?id=26221 по http://sdo.bashedu.ru/mod/assign/view.php?id=26225

Освоение ПК-6, ПК-9, ПК-20

КСР

1

Модуль 3 «Бизнес-модели»

Лекции

Лабораторные работы

12

22

 

 

Самостоятельная работа студентов

6

Отчеты по заданиям учебного проекта

http://sdo.bashedu.ru/mod/assign/view.php?id=30989 по http://sdo.bashedu.ru/mod/assign/view.php?id=30993

 

Освоение ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-20

Модуль 4 «Информационное обеспечение ИС»

Лекции

Лабораторные работы

4

10

 

 

Самостоятельная работа студентов

7

Отчеты по заданиям учебного проекта с

http://sdo.bashedu.ru/mod/assign/view.php?id=30994 по

http://sdo.bashedu.ru/mod/assign/view.php?id=30995

Освоение ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-20

КСР

2

Экзамен

Самостоятельная работа студентов

45

Работа  с ЭУК

http://sdo.bashedu.ru/course/view.php?id=1443

Экзаменационное тестирование

http://sdo.bashedu.ru/mod/quiz/view.php?id=30996

Освоение ПК-5, ПК-6, ПК-9, ПК-20

Общая трудоемкость дисциплины в семестре, в часах

180/5 ЗЕТ

Общая трудоемкость дисциплины с ЭО и ДОТ, часы

Самостоятельная работа 74 + КСР 4

Техническая экспертиза

«___»______________20__г.

____________

 

/ ведущий специалист отдела ИОТ УККиСтР Аитбаев А.Р.

 

 

Доцент кафедры программирования и экономической информатики

 

 

А.А. Путинцева

Заведующий кафедрой программирования и экономической информатики

 

 

Р.С. Юлмухаметов

Начальник отдела ИОТ УККиСтР

 

Н.Р. Байрамгулов

Последнее изменение: Tuesday, 17 April 2018, 15:52