На современном этапе исторического развития вновь актуальной оказалась проблема, связанная с духовно-практическим развитием человека. Каждый человек понимает, что, если он не осмыслит всю глубину своего внутреннего мира и не приобретёт душевное равновесие и покой, то ему не решить и множества других крупномасштабных задач, которые стоят как перед ним, так и всем человечеством. Сколько бы сил человек ни потратил, не одолеет он ни политических, ни экономических задач, ни задач государственного строительства, ни задач воспитательных и образовательных. Такие духовные качества, как «доброта, красота, святость постигаются не извне, – говорил один буддийский Учитель, – а изнутри, только через самого человека, в нем самом».

Анализ процессов в области духовного развития человека и общества в целом показывает о трудностях, которые свидетельствуют о недостаточном понимании законов и принципов формирования и развития духовности человека, и духовности вообще. В частности, например, студенты ВУЗов задают преподавателю вопросы о существовании трансцендентного начала, о реальности и полезности эзотерических практик. А в рамках учебных планов ВУЗов и ГОСТов не предусмотрено преподавание предметов, которые способствовали бы объективно показать им накопленный человечеством опыт в области религиоведения, культурологи, теологии. И в философии проблема существования и влияния эзотерических учений на духовно-практическое развитие человека в принципе не разработана. Отсутствуют достаточно сформированные и разработанные методологии и системы научной классификации видов религиозно-мистических учений, причин их генезиса, развития, трансформации, практики медитации. Также мало разработаны историография и источниковедческий аспект проблемы духовно-практического развития человека вообще.

В настоящее время понятия «духовность» и «религиозность» в философии и религии воспринимаются далеко неоднозначно. Рост духовных потребностей людей одни только официальные церкви и иные духовные организации удовлетворить не в состоянии. Если бы эти организации были самодостаточными в удовлетворении духовных запросов множества людей (например, в христианских церквях или мусульманских мечетях), то не было бы у этих людей и потребности обращаться к другим эзотерическим учениям. Из-за неопределённости ситуации в мире и неустроенности своей жизни в мире человек вынужден обращаться в другие религиозные конфессии и учения. Раз это так, то прояснение положения дел, сложившегося в мире относительно эзотерических учений, требует самого неотложного внимания. Ибо отсутствие у человека навыка критического отношения к духовно-практическим и концептуальным основам этих учений, отдельных религиозных конфессий, сектантства, может привести к отрицательному результату. Во многих религиозных и духовных сообществах людей учат самоотречению, отказу от эгоизма, практике самопожертвования и любви к другим людям до того, как эти люди накопили достаточно энергии и добродетелей, чтобы действительно любить самих себя. В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». К сожалению, многие люди в своей жизнедеятельности так и не придают особого значения последним словам Иисуса – «как самого себя». В действительности, пока человек не научится любить себя, ему не удастся любить кого бы то ни было из своего окружения. Здесь под любовью к себе ни в коем случае не подразумевается нами любовь эгоистическая или то, что принято называть «себялюбием». Любить себя – значит праздновать сам факт своего существования и быть благодарной Природе за данную нам жизнь. Научившись любить себя, человек осознает, как любить других. Любовь, радость и покой – это глубокие состояния бытия. Бытие вечно. Оно доступно каждому человеку в настоящий миг как его глубочайшая суть, его истинная природа.

Мы надеемся, что даже краткий обзор религиозно-философских учений и духовных учителей всех стран и времен, начиная с классической древности и кончая современностью, послужит в конечном счете некоторым необходимым источником для тех, кто вступает на путь духовно-практического поиска.